Городские власти намерены продолжать поисковые работы на 6-м км Овидиопольской дороги, где находятся массовые могильники жертв коммунистических репрессий 1937-38 годов будут продолжены без учета замечаний членов рабочей группы о порядке и методике этих работ.
Об этом стало известно после заседания в мэрии в минувшую пятницу, собранного после выхода нашего материала о подготовке к поисковым работам на этом участке площадью 4,75 гектаров.
Напомним, члены группы настаивали на привлечении специалистов,четком планировании проведения исследований — с определением ответственных исполнителей и отчетами о проделанных работах, с использованием методики, применяемой на подобных спецобъектах НКВД в других регионах. Но в итоге был заключен «волонтерский договор» с общественной организацией «Военно-исторический клуб «Воинская доблесть», специализирующейся на поиске мест захоронений советских воинов времен Второй мировой войны, их перезахоронении, а также исторических реконструкциях..
И.о. заместителя одесского городского головы — управляющий делами исполнительного комитета Одесского городского совета, кандидат исторических наук Олег Брындак, который возглавляет рабочую группу и представляет в ней позицию городской власти, после заседания в мэрии рассказал журналистам, что на данном этапе вопрос об эксгумации останков расстрелянных не стоит, пока проводятся только предварительніе поисковые работы. Но есть предположение, что там уже ничего нет - все останки выкопаны в предыдущие десятилетия.
«Что-то вытаскивали в годы советской власти, какие-то работы вели черные археологи, — мы должны убедиться, что там есть жертвы репрессий», — заявил Брындак.
Он сказал, что заказчиком работ является департамент городского хозяйства, бюджетного финансирования поисковых работ нет, но используется муниципальная техника и участвуют в обеспечении работ сотрудники разных городских служб.
По словам чиновника, непосредственно копать будут волонтеры — одесские поисковики и их коллеги из других городов, «которые взяли отпуск и приехали на вахту памяти. Это их способ жизни».
«Сезон очень короткий, у нас есть два месяца на все работы. Про эксгумацию пока речь не идет — это поисковые работы. Если мы выясним, что много жертв политических репрессий до сих пор находятся под землей, возможно, там стоит сделать мемориальный парк», — заверил Брындак.
При этом руководитель группы пообещал, что все работы будут прозрачными.
«Мы готовы действовать публично и даже готовы установить камеры видеонаблюдения, чтобы все могли видеть — какие работы проводятся в данное время на участке бывшего спецобъекта НКВД», — резюмировал Олег Брындак.
Напомним, что ученые, краеведы, представители национально-культурных обществ, работающие в группе, настаивают на комплексном научном археологическом исследовании данного участка — с подробным планом работ и ответственными исполнителями, сроками и строгой отчетностью по каждому виду работ. Здесь неуместны практики раскопок, применяемых при поиске погибших солдат эпохи Второй мировой войны. Массовые могильники расстрелянных совершенно иные. Так, в первых двух ямах, раскрытых еще в 2008 году, останки расстрелянных лежали плотно в 7-8 слоев: то есть каждая такая «могила» насчитывает по 500-600 человек.
Члены группы предлагают сначала провести шурфование специальным буром с археологическими насадками, разделив участок на квадраты 2х2 м, определить места и границы могильников, вскрыть 1-2 из них до верхнего слоя (с последующей консервацией) и составить профессиональный отчет о результатах проведенных работ. Они считают, что такой итог первого этапа работ может стать весомым аргументом для принятия горсоветом решения о выполнении дальнейших работ: эксгумации останков репрессированных, проведении их судебно-медицинской экспертизы и ритуальном захоронении на Западном кладбище. Вместе с тем, члены рабочей группы понимают, что такие масштабные работы не могут и не должны проводиться только за счет местного бюджета и благотворительных взносов неравнодушных одесситов. Необходимо обращаться к Одесском областному совету, в Кабинет Министров Украины, к правительствам зарубежных стран, неправительственным организациям, благотворительным фондам с предложением принять участие в софинансировании всего комплекса работ. И профессионально выполненный археологический отчет о работах первого этапа, может стать серьезным обоснованием обращений о внутригосударственном и международном сотрудничестве.